Кружок программирования

Кружок программирования | полный бесплатный курс программирования on-line

Форум программистов | Интересные статьи, книги

Кружок программирования

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Кружок программирования » на Python » Учебник по программированию


Учебник по программированию

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Готовится к выпуску книга "Book of computer programming"


Каждая часть книги содержит 25 страниц.
Пока книга разрабатывается с картинками в Word.


Содержание учебника:
Perl
PHP
Post script
XHTML
Java script
C#
C++
Brain fuck
QBasic
Python
Vertual Real Modeling Language

Мой mail: Blendertalks@mail.ru

0

2

Причина переноса материала из Викиучебника сюда: редактирование моей книги.


Параграф 1.0
Начнем с языка программирования Perl. Для начала давайте определим себе цели чтения этого учебника. Если Вы хотите разбираться во всех языках программирования, имеющихся в Викиучебнике, то Вы не зря сюда "пришли". Теперь несколько слов о программировании. Программирование вообще творческий процесс. В нем необходимо творчески мыслить иначе никак. Первый язык, который мы будем изучать будет Perl. Я расскажу немного этом языке программирования. Весь язык мы конечно не изучим в этом учебнике. Потому что Perl - язык программирования "сломай голову". Теперь о том, что мы сможем сделать прочитав главу Perl. Вот на что мы станем способны прочитав эту главу:
создать свой калькулятор
создать программу для рисования:
рисование смайлов  8-)

0

3

Параграф 1.1
Мы давно мечтали понять работу программ, но не могли из-за отсутствия примеров кода или теории. Теперь же о нехватке теории можете не беспокоиться. Тут Вы узнаете многое. Например начнем изучать тему переменные. Кто знаком с алгеброй, тот сразу поймет о чем идет речь, но мы сюда зашли чтобы нагнать упущенное и постигнуть нам незнакомое. Дадим определение переменной. Переменная - это символ или группа символов, стоящих подряд без пробела. Переменные могут иметь и такой вид:
$COLOUR1
$ReD
$X
$XYZ
$Axis

Теперь вспомните алгебру и вспомните какую-нибудь формулу. Как Вы помните при решении формулы переменная всегда принимает какое-то значение. Но это алгебра. А вот как присвоить значение переменной мы еще не знаем. Я уже упомянул про алгебру и про переменные в ней. Так вот любую величину в алгебре можно обозначить за переменную. И тогда переменная будет сразу иметь значение. Например:

H = 13,2
V = 21

Допустим V - длина, а H - это ширина. Сейчас мы дали двум переменным значения 13,2 и 21. Теперь перейдем к программированию. Если бы мы хотели "дать" переменным значения, то мы бы просто присвоили им значения. Присваивание - это такой процесс, при котором переменная получает определенное значение. Теперь прочитав определение мы можем говорить давании значения переменным как о присваивании. У нас есть пять переменных. Но не будем работать сразу со всеми. Рассмотрит процесс присваивания с одной переменной для начала. Работаем с переменной Axis:
$Axis
Теперь возникаете вопрос: "Как присваивать значения переменным?". Это делается следующим образом:
$Имя_переменной = значение
А если переменная будет хранить в себе текст, то текст после знака "=" пишется в кавычках. То есть так:
  $Имя_переменной = "Текст"
Заметьте, что привычный для нас знак "=" в программировании читается как: оператор присваивания. В программировании свойство переменных, позволяющее хранить в них текст, часто используется в программировании. Например нужно вывести текст, но писать его много раз лень. Тогда берут присваивают текст переменной. Потом пишут команду вывода на экран. И после команды пишут имя переменной. Кстати, обращу ваше внимание, что в конце каждой строки ставьте символ ;. И скажу еще, что перед именем переменной ставьте знак $. Давайте присвоим нашим переменным значения. Сначала числовые, потом - текстовые.
$COLOUR1 = 12;
$ReD = 0;
$X = 20;
$XYZ = 13,4;
$Axis = 929;

Теперь текстовые:
$COLOUR1 = "Оу, ";
$ReD = "программист ";
$X = "Вы ";
$XYZ = "допустили ";
$Axis = "ошибочку."

Мы присваивали два раза каждой переменной разные значения. При присваивании нового значения переменной старой заменяется новым. И старого значения переменной в памяти компьютера не остается.


Теперь мы умеем: создавать переменные, присваивать им значения.

Теперь научимся производить операции над переменными такие как: умножение деление, сложение, вычитание. Прежде чем начать работать с переменными нужно посмотреть на символы обозначения этих четырех операций. Для операции умножения служит знак *. Весьма необычно и непривычно. Но например этот символ, точнее * используется для записи умножения в Word и других текстовых процессорах. Со сложением и вычитанием проблем нет. Потому что символы, используемые в математике используются также и в программировании. Для сложения - это привычный нам знак +, а для вычитания знак -. Деление. На него нужно также обратить свое внимание. Для записи деления в программировании не используется знак ":". Вместо этого используется знак / точнее косой черты. Неудивительно, ведь этот знак напоминает деление торта на несколько частей (на две). Теперь начнем. И так мы узнали о четырех операциях, поддерживаемых языками программирования (+,-, /, *). Те же операции можно производить и над переменными. Как в алгебре. Например можно сложить две переменные. Для этого нужно придерживаться следующей форме записи:
$C = $A * $B;
Где $C присваивается результат произведения значение переменных ($A & $B). Давайте присвоим переменным $A и $B числовые значения.
$A = 2;
$B = 8;
$C = $A * $B;

Результат очевиден: 16. Теперь заменим умножение делением в коде:
$A = 2;
$B = 8;
$C = $A + $B;

Результат очевиден: 10. Но... Посмотрите на код, написанный ниже:
$A = 2;
$B = 8;
$C = $A * $B;

И вокруг чисел 2 и 8 поставьте кавычки:
$A = "2";
$B = "8";
$C = $A + $B;

Результат: 28. Этот пример рассмотрим подробнее. Задайте себе вопрос: "Обратил ли я внимание, что значения переменных взяты в кавычки?". если вы обратили на это свое внимание, то возможно Вы уже поняли в чем причина такого "странного" результата. Но я все-таки разбегу этот пример с вами потому, что если Вы не поняли этот пример сейчас, то учить Perl дальше будет очень трудно. Давайте вернемся к примеру. Если Вы помните мы уже говорили о том, что если присваивать переменным текстовые значения (взятые в кавычки), то что бы за текст внутри кавычек ни был (даже если: "9292" или "82939") Perl не будет воспринимать их как: числовые значения. И вот мы подошли к очередному определению. Конкантенация - это обоъединение строк (текста) в единое целое. Следует запомнить, если Вы присвоили текстовые (строковые) значения переменным, которые хотите объединить, то после последнего слова во фразе у каждой переменной ставьте пробел. Компьютер сам не ставит пробелы между объединенных строк.
$a = "Привет ";
$b = "мир!";
print $a + $b

Заметьте, что после ""Привет " есть пробел. Часто об этом забывают и вот, что при этом получается:
Что хочет сделать программист: "Привет от прекрасного программиста."
А что получается:
"Приветотпрекрасногопрограммиста."
Не хотелось бы мне такой ошибки как и у себя так и у вас. Работать с вычитанием очень просто. Вот так, если заменить сложение вычитанием:
$A = 2;
$B = 8;
$C = $A - $B;

Результат будет: -6. Если вы читали про символы алгебраических операций, то Вы поняли почему результат -6. Но я подробно объясню этот пример. Напомню, что символ, используемый в программировании для операции вычитания - это привычный нам знак -. Сначала мы присвоили переменным значения 2 и 8. Потом мы присваиваем $c значение разности между переменной $A и переменной $B. Результат получился бы такой же если бы мы делали это в алгебре.

Теперь мы умеем: производить простейшие арифметические операции с переменными, присваивать строковые значения переменным (значение в кавычках).

0


Вы здесь » Кружок программирования » на Python » Учебник по программированию